БОУ ДО г. Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский» Информация о реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей-инвалидов
Реализация образовательных потребностей детей-инвалидов в Центре творчества «Амурский» осуществляется средствами клубной деятельности.
В состав клуба «Надежда» входят дети-инвалиды с общим стойким недоразвитием (умственной отсталостью или олигофренией) в количестве 12 человек.
Современное образовательное пространство учреждения дополнительного образования способно удовлетворить потребности семей детей-инвалидов в социально-образовательном сопровождении, предлагая свои педагогические, методические, материальные и социокультурные ресурсы, тем самым обеспечивая ребенку-инвалиду возможность «безуровневого» дополнительного образования или нормализации жизни.
На основании положительного многолетнего опыта взаимодействия БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский» с семьями, имеющими детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями, клубная форма наиболее эффективно способствует вовлечению участников в различные социокультурные сферы жизнедеятельности человека, позволяет достичь оптимальной самостоятельности в общении и возможности интегрироваться в жизнь общества.
Задачи клубных объединений идентичны задачам системы дополнительного образования и связаны с организацией досуга, общением, самореализацией. Но отсутствие возрастных ограничений, оценочной системы, использование разнообразных направлений, методов и форм педагогической деятельности, нацеленных как на обучающихся, так и на родителей, соблюдение принципа доверительного партнерства на занятиях и в процессе неформального общения участников клуба, территориальная доступность является приоритетом клуба, в отличие от других организационных форм дополнительного образования инвалидов.
Под клубной формой дополнительного образования инвалидов подразумевается организационная форма, представляющая собой добровольное объединение детей-инвалидов и их родителей, имеющих общие интересы, потребности и задачи, обусловленные наличием тяжелых нарушений в развитии, которые решаются при психолого-педагогической поддержке в процессе занятий, неформального общения и конструктивного взаимодействия (по материалам диссертационной работы О.Ю. Буториной).