КЛУБ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «НАДЕЖДА» В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Клуб детей-инвалидов и инвалидов с интеллектуальными нарушениями «Надежда» БОУ ДО г. Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский» осуществляет свою деятельность с 1992 года как студия, с 2016 года как клубное объединение в соответствии с запросом родителей на организацию занятий и событий, поддерживающих социально-необходимые навыки ребенка-инвалида, проживающего в семье. Такая форма эффективно отражает модель беспредметного обучения инвалидов, формирует реабилитационный, интеграционный и коммуникативный потенциал таких семей, позволяет отразить все направления интеграции в жизнь общества детей-инвалидов и молодых людей-инвалидов.
Цель организации клуба: содействовать социализации детей-инвалидов и инвалидов через непрерывную педагогически организованную поддержку их качественной жизнедеятельности и дополнительное образование при партнерстве с семьей и заинтересованными социальными институтами.
Задачи:
- вариативное включение детей-инвалидов в клубное детско-взрослое сообщество, позволяющее им совершать образовательные и социальные пробы в модульных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих общеразвивающих программах,
- организация опыта нравственных коммуникативных отношений детей-инвалидов и инвалидов в среде здоровых людей,
- организация опыта социокультурной деятельности детей-инвалидов и инвалидов на уровне образовательной организации, города и региона,
- содействие развитию и поддержка реабилитационного, интеграционного и информационно-коммуникационного потенциала семьи инвалида,
- организация партнерских отношений с заинтересованными социальными институтами для качественной организации социокультурной жизнедеятельности участников клуба,
- формирование в образовательной организации дополнительного образования опыта разработки методического обеспечения клубной деятельности в формате дополнительной общеобразовательной адаптивной программы.
Нормативно-правовой основой дополнительного образования в клубе являются следующие документы:
– Закон Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года;
– ратифицированная Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2013 г.);
– приказ Минобразования и науки РФ №1008 «Об организации дополнительной образовательной деятельности» от 2013 г.,
– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
– Концепция государственной политики в РФ на период до 2015 г.,
– Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы,
-Федеральный закон от 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Прием в клуб детей-инвалидов «Надежда» осуществляется с процедуры собеседования с родителями с целью сбора информации о реабилитационном потенциале семьи для участия в клубной деятельности ребенка-инвалида или инвалида. Собеседование проводит руководитель клуба совместно с педагогом-психологом, проходит анкетирование о составе семьи, возрасте, образовании родителей (или лиц их заменяющих); жилищных условиях и материальном положении; характере взаимоотношений в семье, стиле и особенностях воспитания. Семьи с низким уровнем реабилитационного потенциала в первую очередь становятся участниками мотивационных и обучающих занятий Программы сопровождения и партнерства. Определение психосоциального состояния ребенка-инвалида и инвалида на входе в клубную деятельность позволяет выбрать вариант индивидуального маршрута его дополнительного образования. В конце учебного года изучается положительный эффект от организации поддерживающих и социокультурных мероприятий клуба – стабильность или динамика социокультурного состояния ребенка-инвалида и инвалида. Изучение изменений, которые наблюдаются у детей-инвалидов и инвалидов при реализации Программы клуба «Надежда», позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий на конечных этапах работы и вносить в реализуемую программу изменения и дополнения, направленные на актуальные потребности участников клуба и их семей.