A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


(на примере опыта работы БОУ ДОД г. Омска

 «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»)

На современном этапе развития дополнительного образования детей большое внимание уделяется вопросу инклюзивного образования, формам взаимодействия и общения с детьми особой заботы, их дальнейшей адаптации в обществе, социализации. По данным направлениям существует достаточно разработанный педагогический опыт, учитывающий особенности работы с детьми, имеющими различные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако имеются сложности в реализации инклюзивного подхода в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта, а также комплексные нарушения в развитии. При этом в работе многих учреждений дополнительного образования с детьми данной категории может осуществляться социально-ориентируемая деятельность. Именно в такой деятельности может быть раскрыт потенциал реализации инклюзивного подхода в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

В Центре развития творчества  детей и юношества «Амурский» более 20 лет осуществляет свою деятельность студия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», которая работает с детьми, имеющими различные нарушения: задержка психического развития, олигофрения, дизартрия, синдром Дауна и др. У всех обучающихся студии отмечается задержка в интеллектуальном развитии, в связи с этим специалисты относят их к категории с низким уровнем обучаемости. Зачастую к проявлениям психических заболеваний примыкают нарушения функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), голосо-речевого аппарата и, как следствие, нарушения произношения.

Деятельность студии «Надежда» предполагает признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку, так как основу инклюзивного подхода положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности[5].

 На наш взгляд частичная реализация инклюзивного подхода возможна и необходима в условиях дополнительного образования. Известно, что есть особая категория детей с особенностями интеллектуального развития и сопутствующими комплексными нарушениями, которые не могут обучаться даже в учреждениях специального образования. Такие дети становятся обособленными, вместе с родителями они остаются наедине со своими проблемами. Инклюзивные подходы в дополнительном образовании могут поддержать таких детей в их, прежде всего, в социо-культурной интеграции, что соответствует самой цели дополнительного образования в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья – социальная адаптация посредством удовлетворения его образовательных, культурных, досуговых потребностей.  Инклюзивный подход в дополнительном образовании подразумевает доступность образования для всех детей с особыми потребностями.

Как отмечает Н.Ю. Рыболовлева [4], процесс социальной адаптации детей с нарушением интеллекта особенно сложен, его реализация должна проходить в условиях сотрудничества и сотворчества с взрослыми и сверстниками, в условиях благоприятной, позитивной атмосферы и доброжелательных отношений. Известно, что большинство «срывов» в поведении детей особой заботы нередко возникает на фоне конфликтов с окружающими людьми, из-за сложностей установления взаимодействия с ними. Дети с нарушенным интеллектом постоянно нуждаются в положительном эмоциональном контакте. Сложившиеся позитивные отношения с педагогами, родителями, сверстниками являются для таких детей фактором успешного социально-эмоционального развития. В связи с этим, занятия студии «Надежда» проводятся на основе щадящего обучения и предполагают сообщение детям предметных жизненно-важных знаний, выработку практических умений, социальную ориентацию в отношениях, воспитание социально-позитивных качеств личности.

 Социально-культурная интеграция осуществляется через совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, детей из других коллективов и студий Центра творчества, родителей и педагогов. Одним из видов такой деятельности является проведение совместных мероприятий, цель которых – создание единого детско-взрослого коллектива с отношениями, основанными на дружбе, поддержке, доверии. Также проводятся различные тематические досуговые мероприятия. Дети активно участвуют в организации и проведении праздника: совместно с родителями и педагогами готовят номера для выступления, костюмы, разучивают стихи, песни. Некоторые из ребят имеют опыт ведущего на мероприятии, что было практически невозможным до посещения студии.

Особенностью реализации инклюзивного подхода в нашем учреждении является  активное творческое взаимодействие и сотрудничество обучающихся из различных творческих коллективов ЦТ «Амурский» и детей студии «Надежда». Так, ребята театрально-хореографической студии помогают детям с особенностями развития в подготовке костюмов и творческих номеров на конкурсы и мероприятия, представляют им свои спектакли, являются постоянными зрителями премьерных постановок студии, обучающиеся вокальных и хореографических студий выступают на праздниках студии со своими творческими номерами.

Инклюзивный подход проявляется в участии детей с ограниченными возможностями здоровья в проектах и мероприятиях различного уровня: это дает возможность детям студии представить свои достижения в театральной деятельности, работы изобразительного и декоративно-прикладного творчества большему количеству зрителей. В течение ряда лет дети студии принимают участие в городских и международных фестивалях и конкурсах. В результате участия в таких мероприятиях ребята получают важный и необходимый для них опыт общения с другими детьми. Воспитанники студии активно участвуют и в локальных конкурсах и мероприятиях, организуемых Центром творчества «Амурский», в их числе традиционные выставки и конкурсы.

Немаловажным в процессе реализации инклюзивного подхода является профессиональное развитие педагогов. Научно-методическое сопровождение студии детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется под руководством кафедры социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета: специалисты ведут активную и плодотворную работу с педагогами, осуществляют консультирование родителей, регулярно проводятся встречи творческой группы педагогов, работающих с детьми особой заботы ЦТ «Амурский». В ходе этих встреч педагоги получают необходимые знания об особенностях работы с детьми студии «Надежда», которые используют при подготовке и проведении занятий, мероприятий, праздников.

Необходимо отметить, что в основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка. «Для нас самое главное в работе-это персональная направленность на каждого ребенка»,-говорят педагоги студии детей с ограниченными возможностями «Надежда». «При выборе форм, методов, приемов работы на занятии мы   учитываем  индивидуальные возможности ребенка, сравниваю его с ним самим, а не с другими детьми. Очень важно похвалить каждого ребенка, сказать, чему он научился по сравнению с прошлыми занятиями».

Педагоги студии работают над формированием  коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, расширяют круг их взаимодействия с помощью конкурсной, концертной, досугово-развлекательной и оздоровительной деятельности. При организации процесса освоения предметно-бытовых знаний педагоги следят за тем, чтобы он проходил в условиях положительной эмоционально-психологической комфортности познавательной деятельности.

Таким образом, особенности реализации инклюзивного подхода в условиях дополнительного образования заключаются в возможности социо-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в том, что учреждения дополнительного образования могут посещать дети, которые не имеют возможности заниматься в учреждениях специального образования.

Разработка проблемы реализации инклюзивного подхода в дополнительном образовании показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивных групп становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив взрослых и нормально развивающихся сверстников. В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации и творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников этого процесса: детям с особенностями интеллектуального развития, их родителям, сверстникам, педагогам, социальным партнерам. Творческий и социально-нравственный ценностный ресурс детско-взрослого коллектива объединений учреждения, профессионализм педагогов, партнерство с родителями и комфортный психологический климат-факторы, обеспечивающие положительный результат в работе с детьми ограниченных возможностей здоровья. 

Список литературы:

  1. Рыболовлева, Н.Ю. Особенности работы по социальной адаптации младших школьников с нарушением интеллекта // Образование детей особой заботы.-2013.-№ 1(2)- С. 63-65.
  2. Сорокоумова, С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук [URL]:  http://discollection.ru/article/24102011_sorokoumovasn/4.

 Нагорная Татьяна Владимировна, заведующий отделом,

Абуталипова Галия Равильевна, методист

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»