ВОЗМОЖНАЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы к родительскому собранию «Возможная роль родителей на разных этапах проектной деятельности»
Источник: http://www.menobr.ru/materials/47/37019/
Дата публикации: 27.08.2012
Автор: Чувашева Ольга, зам.директора по УВР, МБОУ СОШ № 46
Согласно ФГОС НО второго поколения, необходимо научить ребенка учиться, «…сформировать у него способность организации своей деятельности-умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Важную роль в решении этой задачи могут сыграть и родители, помогая ребенку и направляя его в нужное русло.
«Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы…. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…» Ж.-Ж.Руссо.
В этих словах Ж.- Ж. Руссо четко выражена идея самостоятельного решения учеником вопросов. Для воплощения этой идеи в действительность в педагогике существует метод проектов.
Общепризнанно, что одним из первых сторонников учения методом «искания» был Я. А. Коменский. Он писал » … людей следует учить главнейшим образом тому, чтоб они черпали знания не из книг,… чтоб они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения».
Основоположниками «Метода проектов» являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик.
Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы-готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.
Метод проектов-совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по своей сути. Данный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся-индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Основа метода -решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Автор проекта работает на основе знаний, умений, полученных при изучении разных учебных предметов, а также на основе различных областей науки, техники, технологии, творчества.
Проектная деятельность-совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, согласованные методы.
Участие в проектной деятельности-сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя-знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.
Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими-такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы и задачи проекта;
выдвижение первоначальных идей;
выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности;
непосредственная реализация проекта;
оценка и самооценка проекта;
презентация проекта.
Давайте рассмотрим каждый этап проектной деятельности.
Этап выбора темы. Правила выбора темы:
Поскольку способность долго концентрировать внимание на одном объекте, у младших школьников ограничена, необходимо выбирать тему, которую можно выполнить относительно быстро. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая работа так и остается незаконченной. Поэтому первые исследовательские опыты не должны быть длительными по времени.
Интерес, вызванный у ребенка к теме, будет мотивировать его на достижение поставленных целей. Пусть он увлечется темой.
Тема должна быть посильной для ребенка. Ее решение должно принести конкретную пользу участникам исследования.
Подберите тему с элементами неожиданности и необычности.
Выбирайте проблему по возрасту. Отсутствие литературы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводит к поверхностному решению проблемы.
Роль родителей заключается в помощи выбора темы, ее формулировки и обосновании.
Затем идет формулировка цели и задач проекта. Потребуется помощь в их формулировке. Цель отвечает на вопрос зачем? Задачи-как?
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что вы помогаете спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определении сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На этапе подготовки выводов по результатам проекта детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта.
Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помните, что проектная деятельность развивает вашего ребенка, а результаты, несомненно, пополняют портфолио (папку достижений). Желаем вам успехов!