ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО И ДПИ
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительного искусства и декоративно — прикладного творчества
(на примере студии «Яблочко»)
Гурьева Александра Викторовна
БОУ ДОД г. Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»
Известно, что здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права — право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.
Учреждения дополнительного образования — идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей. Педагог может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач, если использует здоровьесберегающие образовательные технологии.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся: педагогические приемы, методы, направленные на сохранение физического, психологического здоровья детей, профилактику различных заболеваний и формирование потребности в здоровом образе жизни.
В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что одной из важных задач педагога дополнительного образования является создание условий для включения ребёнка в процесс творчества и поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления ребёнка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.
В процессе занятий изобразительным искусством и декоративно — прикладным творчеством часто используются разные техники — это и некоторые виды монотипий, роспись стекла, лепка глиняной игрушки, лепка тестом и пластилином, позволяющие эффективно развивать творческие способности ребёнка — тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
Применение на занятиях различных видов деятельности, таких как, например: самостоятельная работа с различными изобразительными средствами, беседы, просмотр видеоматериалов, лепка, конструирование, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям с разными темпераментами. Обязательное применение на занятиях физкультурных и динамических пауз позволяет снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье.
Многие современные школьники имеют отклонения в состоянии зрительного аппарата. Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Такие физические минутки для глаз, как «Нарисуем песенку», «На море» и другие, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции.
Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами и приёмами организации занятий укрепляет мотивацию, помогает увидеть индивидуальность детей, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия. Для обучающихся игры — это способ самореализации, самовыражения, повышения самооценки.
Игровые технологии на занятиях разнообразны: подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание); игры — соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры); диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов.
Значительные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять нервное напряжение и вдохновляет детей на творчество. Обучающиеся испытывают эстетическое удовольствие от своей деятельности и организации занятия. Выбор музыкальных произведений для сопровождения учебного занятия осуществляется с учётом темы занятия, например при рисовании пейзажа, используются записи звуков природы.
На занятиях так же применяются здоровьесберегающие приемы:
— дети свободно передвигаются по кабинету в ходе выполнения практической работы (налить воды в стакан, вымыть кисточки, руки и т. д.),
— чередование видов учебной деятельности,
— элементы релаксации (улыбкотерапия, упражнения «Послушай и нарисуй», «Роняем руки»),
— ранжирование учебного материала по степени сложности, новизны, актуальности.
Самое важное, что здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка — тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
С раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер его личности, всех его свойств и качеств.
Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль не только в сохранении физического здоровья, но и в духовном развитии обучающихся, в формировании их мировоззрения.
Добавить комментарий