A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ


В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды, на десятилетиями существующие положения вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.
В период социально-экономических перемен, когда система дополнительного образования претерпевает достаточно заметные изменения, у многих семей появилась возможность заниматься развитием ребенка в домашних условиях, а у учреждений дополнительного образования-новая категория заказчиков на образовательные услуги-родители дошкольников. Их потребности направлены прежде всего, на интеллектуальное, психическое, физическое развитие детей, а также на их социальное воспитание, т.е. на создание тех условий, где дошкольник был бы подготовлен к следующему, новому-школьному этапу своей жизнедеятельности.
Эти предпосылки сыграли определенную роль в создании студии музыкально- эстетического развития «Звоночек» в Центре развития творчества детей и юношества «Амурский» в 1992 году. К этому времени был накоплен определенный опыт работы с детьми дошкольного возраста, создан дидактический арсенал, сформировался коллектив единомышленников. В студии «Звоночек» занимаются дети с 2,5 до 7 лет. Уверенность в потенциале музыкально- художественных средств воспитания и образования подкрепились определенными результатами в следующем: адаптационной успешности воспитанников студии в школьных условиях, их обучении, общении, сформированности интереса к музыке (многие из воспитанников продолжают свои занятия в музыкальных школах, школах искусств).
Нужно отметить, что в студию приходят дети как из полных семей, в том числе семей нуклеарных (в которых два и более поколений), со своими традициями, заинтересованностью, дать ребёнку художественно-эстетическое воспитание, но есть семьи неполные, малообеспеченные. Необходимо отметить, что последние два года студию посещают дети с ограниченными возможностями, интеллект которых сохранен.
Опыт показал действенность процесса музыкального развития детей в комплексе работы с их родителями. Остановимся на одном из главных разделов обозначенной программы-«Родители-активные участники образовательного процесса».
В результате многолетней педагогической практики, ее анализа установлено, что объединение усилий педагога и семьи в укреплении здоровья, воспитания, развития и обучения ребенка целесообразно строить на основе единой программы для родителей и педагога, что, несомненно, оказывает большое влияние на результат и качество образования. Гармонизация отношений в семье может происходить во время совместной деятельности. Организация занятий детей вместе с родителями, планирование совместного досуга- все это плодотворно влияет на развитие отношений в семье, укрепляет ее нравственное и психологическое здоровье в целом и каждого ее члена. Для этого была создана программа «Мой ребенок», цель которой-становление субъектной позиции родителей в образовательном процессе по программе студии «Звоночек».
Задачами данной программы являются:
• Изучение потребностей родителей в развитии и воспитании детей;
• Психолого-педагогическое просвещение родителей;
• Приобретение навыков совместного творчества, трудовой и досуговой деятельности;
• Обучения способам поддержки детей в их интеллектуальном, личностном и физическом развитии.
Общеизвестно, что детство-уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь…Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии с другой, проводимые учеными, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка-это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е.в период развития мозговых клеток…Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Именно поэтому мы приглашаем к нам в студию родителей с малышами 2-2,5 лет. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни- родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым. При поступлении в студию жизнь малыша значительно изменяется. Теперь его окружают новые люди-взрослые и дети, которых он раньше не знал. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа их за руку, он доверчиво протягивает свою маленькую ладошку педагогу.
Для того, чтобы легче было малышу идти по дороге своего детства, родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ему двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в студии и дома, что в свою очередь, способствует развитию его способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе.
Следуя утверждению психолога В.А.Петровского в том, что «без значимости себя для другого невозможно развитие личности», можно предположить, что для ребенка- дошкольника основным условием формирования его успешности, приоритетом значимости в жизни и деятельности являются его родители. Поэтому при проведении занятий- родители активные участники. Они поют вместе с ними песенки, играют на инструментах, слушают музыку, ставят театральные миниатюры, играют в развивающие игры, рисуют, создают коллективные работы на занятиях изоприкладного творчества. Здесь обязательно присутствует один момент: следует относится к своему ребенку, как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: главное-личное достижение каждого. Приятно видеть, что родители в процессе таких занятий делают «открытия» и в своих музыкальных и творческих способностях, музицируют дома вместе с детьми.
Музицирование-это путь к воспитанию любителя музыки, не только завсегдатая концертных залов, но и участника любительских ансамблей, музыкальных капустников и домашних вечеров. Музицирование воспитывает слушателя, который в минуту отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники, чтобы она навела там гармонию, успокоила смятение и дала надежду.
Привлекается интеллектуальный и творческий потенциал родителей и при написании сценариев, проведении совместных праздников, например:
«Праздник плюшевого Мишки», «Пойте мамы вместе с нами!»,«Будем с музыкой дружить» и др. Немаловажную роль в качественном образовании ребенка играет и совместное посещение городской детской филармонии по абонементу, где дети и взрослые знакомятся с шедеврами классической музыки (П.И. Чайковский, Р. Щедрин,С. Прокофьев В.А. Моцарт).
Совместно с психологом, методистами мы проводим родительские собрания-лектории:
«Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Творческий подход родителей к организации досуга детей», «Роль, значение, место музыкального образования ребенка в его общем развитии», «совместный отдых с детьми-это праздник или обуза?» и т. д. Разработаны так же методические советы и рекомендации для родителей и педагогов, работающих с детьми.
Дискуссиями, психологическими тренингами, беседами удается изменить отношение родителей к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком на основе знаний психологических особенностей данного возраста, с учетом интересов ребенка, его способности и пр. Дети при такой поддержке постоянно находятся в ситуации успеха. Они показывают прекрасные результаты в творческих конкурсах и интеллектуальных играх, концертах среди своих сверстников и др. Значимым результатом было, например, участие в 2003 году во Всероссийском заочном конкурсе «Светлячок» в г. Обнинске, где многие из воспитанников стали Лауреатами.
Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.
Пожалуй самое главное, чего мы достигли- создали и поддерживаем атмосферу радости, творчества, стремление к самовыражению, то единение взрослых и детей, которое трепетно поддерживается педагогами.
Все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности, порадоваться рано проявившимся у него «удивительным» способностям. Кроме того, они хотят видеть своего ребенка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту окружающего мира, человеческих отношений, искусства. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства при активной поддержке самих родителей.
Такое сотрудничество и сотворчество педагога, детей и родителей, способствует также коррекции многих отклонений, стоящих на пути развития ребенка, а также формированию его индивидуальных творческих , в частности, музыкальных способностей.

Вы прилягте на траву, ведь это очень просто
И одинакового роста вы стазу станете с детьми.
И все, что огорчало Вас , что нагрустило, наболело.
Как эта бабочка у глаз, вспорхнуло и куда-то село…

 

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»