«ЛЕСЕНКА РАДОСТИ»
Тема занятия: «Страх»
Страхи детей очень часто беспокоят родителей. С одной стороны, страх-вполне естественное явление, он несет самозащитные и регулирующие функции. С другой стороны, страх у ребенка может стать устойчивым и рассматриваться как проявление невроза. Часто дошкольники испытывают страх не только по отношению к реальности, но и испытывают страх по отношению к сказочным персонажам (Баба-Яга, Кащей Бессмертный и т. д. ). Возможно и «заражение» страхами, когда, например, ребенок начинает бояться чего-то, если этого боятся дети вокруг него. Эти страхи относятся к возрастным явлениям, но они могут привести к агрессивности, нервозности, ухудшению сна и аппетита. Чтобы избавить детей посещающих наши студии от душевного дискомфорта и возрастных явлений с этого года и был введен в нашем ЦТ новый предмет «Развитие эмоций». Мы хотим поделиться некоторым материалом, который мы используем в работе.
С 6-7 лет дети могут бояться несчастий с близкими, пожаров, катастроф. Эти страхи относят к возрастным явлениям, но они могут привести к агрессивности, нервозности, ухудшению сна и аппетита.
Этюды на выражение страха способствуют повышению устойчивости к нему, а использование вместе с ним других методических приемов (например: рисование страхов, проигрывание ролей тех персонажей, которых ребенок боится, «превращение» этих персонажей в ходе игры в добрых и т. п. ) могут способствовать и полному исчезновению страхов.
Но нужно помнить, что при неосторожной работе со страхами существует опасность порождения страхов у детей или же закрепления ранее существующих. Поэтому предварительно следует вспомнить страхи, характерные для данного возраста: это страх смерти и социальные страхи (сделать что-либо не так, не соответствовать общественным требованиям и нормам). А затем следует уделять на занятиях им особое внимание, помня, что страх смерти обычно принимает формы страха боли (уколов, болезни, врачей), страха сверхъестественных существ (призраков, монстров, и т. п.), страха пресмыкающихся и хищных животных (змеи, тигра, волка). Каким образом это можно сделать? Для начала можно поработать с чувством страха, подчёркивая его нормальность и даже необходимость в некоторых ситуациях.
Часто только лишь пониманием ребёнком того, что он не одинок в своих переживаниях и что его чувства принимаются окружающими, уже оказывает терапевтическое воздействие. Такое понимание особенно необходимо мальчикам, так как проявление страхов обычно обрекает их на осуждение и на насмешки окружающих.
Цель занятия: Знакомство с чувством страха.
Задачи:
1. Обучить распознаванию относительности чувства страха.
2. Научить различать эмоциональное состояние страха.
3. Научить называть, описывать, изображать чувство страха.
4. Обучить эффективным способам борьбы со страхами.
Начало занятия: На полу разложены карточки с изображением смеющегося солнышка (весёлое настроение), плачущей тучки, пронизанной молнией (грустное настроение). Дети выбирают карточку соответствующую его настроению на начало занятия и кладут в синий кармашек своей карты настроения (листок форматом А4, в правом верхнем углу фотография ребёнка, в правом нижнем-синий кармашек; в левом верхнем углу небольшой рисунок ребёнка, в левом нижнем-красный кармашек). Затем дети рассаживаются на полу на ковре, вместе с педагогом, образуя круг (проводится предварительная беседа).
-Я вижу сегодня у вас почти у всех хорошее настроение.
-А почему ты выбрал тучку?
-Как можно помочь Ване поднять настроение? Что мы для этого сделаем?
(дети по очереди предлагают свои способы повышения настроения)
Если все дети выбрали солнышко-используется другая тема для разговора. Этот начальный этап необходим для раскрепощения детей, установления доверительных отношений, сплочения группы.
Например: Давайте поговорим с вами о вашей маме. Дети по очереди рассказывают о своей маме, передавая по кругу мяч, а лучше небольшую плюшевую игрушку.
Мимическая гимнастика:
-«Рассердились»-жали кулачки, нахмурили брови, сделали злые глаза, сердито сопим носом.
-«Испугались»-сжались в комочек, руки прижали к груди, сделали испуганное лицо.
-погрозили друг другу пальцем, сделали сердитое лицо.
-«Нам стало стыдно»-спрятали лицо в ладошки и расплакались, вытирая слезы пальчиками, жалобно шмыгая носом.
-весело друг другу улыбнулись.
-пожали друг другу руку.
-погладили друг друга по головке.
-обняли друг друга.
Разминка:
А теперь мы пойдем гулять на зеленую лужайку. Посмотрите, идет теплый дождь, в лужах пляшут пузырьки. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым (дети подставляют лицо золотым капелькам дождя). Приятен теплый летний дождь (лицо счастливое, улыбающееся, голова запрокинута назад, глаза закрыты, рот полуоткрыт). А вот теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем (сидя на корточках, голову и руки опустить вниз; поднимается голова, расправляется корпус, руки поднимаются в стороны-цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за «солнцем», глаза полузакрыты, мышцы лица расслаблены, на лице улыбка).
Основная часть: Дети с педагогом садятся на коврик, образуя круг:
-“Сегодня мы с вами поговорим о таком чувстве как страх».
-Найдите на пиктограмме это чувство. Как мы узнаем, что человек испытывает страх? (Рот открыт, человек кричит: «А-А-А! Боюсь! Боюсь!». Глаза у него становятся большими.)
-Есть такая русская поговорка: «У страха глаза велики». Это значит, что глаза стали большими от страха.
-Кто-нибудь из вас испытывал страх? Вам было страшно?
-Составьте короткий рассказ о том, как мальчик или девочка сначала испугался, а затем смог преодолеть страх.
-Как выглядит человек, когда он боится? (у него зубы стучат, он дрожит, глаза круглые).
Педагог обобщает высказывания детей и вводит дополнительные признаки: «Да, у человека, который чего-то испугался, глаза становятся большими, зубы стучат и он дрожит от страха. Лицо у него бледнеет от испуга, он говорит шепотом или дрожащим голосом, выглядит беззащитным, в глазах ужас или страх.»
Далее детям показывают заранее подготовленные детские рисунки на тему «Страх» (естественно, это должны быть рисунки незнакомых детей) и предлагается догадаться о содержании страхов, а затем подумать, как можно было бы помочь этому ребенку. Конечно, дети этого возраста не могут придумать конструктивных способов помощи, но это и не требуется. Главное-дать им возможность побывать в роли помогающих, а значит, сильных. Затем детям предлагаются упражнения «парикмахерская» и «больница», основанные на принципе отвлекающей психодрамы. Педагог просит детей закрыть глаза и представить какое либо страшное существо и нарисовать его. Затем педагог сообщает, что это существо-девушка, которая собирается выйти замуж. И, конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, в которой ей сделают красивую прическу, макияж и т. д. Детям предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою “девушку» как можно лучше.
Затем рисуется еще одно страшное существо, после чего педагог сообщает, что у страшного существа очень болят зубы. Детям надо нарисовать на лице «существа» страдание (слезы, повязку и т. п.). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в добрых и внимательных врачей, полечить «существо»-нарисовать на его лице выражение радости (можно это сделать на другом рисунке).
Занятие заканчивается релаксационным упражнением, помогающим детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение.
Дети садятся или ложатся на ковре, закрывают глаза. Педагог дает следующую установку:
Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока «не проснётесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются…(2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело (2 раза)
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы тёплые и вялые
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
После этого дети берут карточки, разложенные на полу (солнышко, тучка), соответствующие их настроению на конец занятия и кладут в красный кармашек своей карты-настроения.
Домашнее задание: совместный рисунок ребёнка и мамы на тему «А мне не страшно».
Использованная литература:
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т.-«Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей.-Кишинёв: Вирт.-1993.
2. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение-Дети 5-7 лет.-Ярославль: Академия, Холдинг.-2001.
3. Развитие речи и творчества дошкольников. / Под ред. О. С. Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера.-2004.
4. Хухлаева О. В. Лесенка радости.-М: «Совершенство»-1998.
Петелина С. Г., педагог дополнительного образования