A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ПЕДАГОГА


left08.jpg

Народная мудрость гласит «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло». Как же надо замесить его, чтобы выросло оно в настоящего человека, который для родителей и гордость, и счастье. Очень нелегкий путь от родительского пожелания до материализации воплощения в поведении и характере ребенка, а еще он труднее, когда ребенок родился больным. Общеизвестно, что ведущей потребностью детей является потребность в общении со сверстниками, однако содержание и способы этого общения не всегда способствуют их личностному развитию.

Нам, педагогам дополнительного образования, пришлось наладить общение со «списанными» детьми, расширить кругозор ребят, создать микроклимат гуманизации между здоровыми детьми и детьми-инвалидами. Педагоги поставили перед собой сложную задачу, помочь детям «особой заботы» и их родителям — жить в мире с другими людьми. Научиться слушать и быть услышанными, проявлять и развивать свои возможности, свои способности. Каждый день продвигаться — делать что-то лучшее, совершенствоваться — это сложно делать здоровому человеку,а больному, к тому же не принятому обществом, вдвойне тяжело. Задача перед коллективом была сложная — убедить родителей поверить в свои силы и возможности детей. Изжить из своего убеждения потребительство — дайте нам, помогите, ведь мы ни на что не способны. При центре творчества «Амурский» в 1992 году впервые были приглашены на праздник дети с ограниченными возможностями. Праздник был началом работы с детьми инвалидами, при чем не- обучаемыми: в школу они не ходили, на дому с ними не занимались. Первое родительское собрание — оно для нас было необычное, потому что на него пришли только мамы и дети. Дети испуганные, настоящие «маугли», а мамы неверящие, что они кому-то интересны и нужны со своими детьми. Семьи, по опросу среди родителей, неполные, редко кто из пап выдерживает жить и беспокоиться о больном ребенке, чувствовать свою вину, не зная, порой, в чем она. Решение собрания было следующим: дети и родители будут заниматься в Центре. Все занятия будут вестись по прикладному творчеству, знакомству с окружающим миром, праздники, экскурсии в музеи и на природу. Педагоги, наблюдая во время работы за детьми, ставили задачу — зону ближайшего развития, развивать и проектировать тот уровень, который ребенок может достичь в ближайшее время. Научить детей улыбаться, смотреть в глаза, найти друзей среди себе подобных и среди здоровых людей. На занятиях с детьми и родителями педагоги вниманием, добротой, снимали замкнутость, раздражительность, пугливость, а порой и чувство неполноценности. У родителей и у педагогов была и есть одна цель — научить детей общаться и научить здоровых детей общению с ними. Педагоги через развитие мелкой моторики рук и при помощи родителей учили детей клеить, лепить, вышивать, вязать, рисовать. После первых успехов, выставок менялись детские глаза и даже осанка. Родители, наблюдая и помогая своим детям (на занятиях всегда были родители), весте преодолевали порог невозможности. Родителям была необходима разъяснительная работа по обучению детей с отклонениями. Работа с детьми и их родителями давала возможность вникать в дела семьи, где и выяснялось, что многие семьи неблагополучные. С родителями велась работа психологов, где объяснялась необходимость занятий с детьми с раннего возраста, что педагог за 30 минут не может его обучить. Такая работа дала возможность установить доверительные отношения с родителями. С ними проводились тестирования, беседы, встречи с библиотекарем по подбору литературы для детей и родителей. Собирались круглые столы, куда приглашались специалисты — медики, психологи, социальные работники, педагоги коррекционных школ, директора профессиональных училищ. Здесь родители получали информацию как и куда могут направить свои усилия и успехи их дети. Результатами такой работы была победа двух детей, которые закончили училище — одна девочка вязальщица, а мальчик — стал каменщиком. Психологи и педагоги, беседуя с родителями, убеждали родителей, что культурные люди давно заметили, что уставшая мать мало чем сможет помочь своему ребенку, ей нужны помощники. А помощниками в данном случае могут быть педагоги студии «Надежда» и центра творчества «Амурский». При тесном сотрудничестве родителей с психологом, с педагогами выяснялись более сильные возможности каждого ребенка и для них определяли дополнительные занятия (для этого был заведен Дневник наблюдения). Одни дети лучше других рисовали, и результатом были персональные выставки резьбы по бересте, индивидуальные занятия по фото: результат — свой фотограф в путешествиях и выставка. Родители при помощи и поддержке педагогов, разрабатывали программы помощи своему ребенку. Писали и сочиняли сказки, стихи, составляли загадки, собирали гербарий, вели домашние тетради, и результаты не замедлили сказаться — дети стали участниками конкурсов стихов, выставок («Осенние загадки», «Мой дом — центр развития», «Я художник» и др.).

Для родителей организовались встречи с представителями Германии, Канады, которые занимаются вопросами работы с «особенными» детьми. Велась и ведется работа по просвещению родителей, способствующая более глубокому пониманию взрослыми динамики развития больных детей. Родители привлекаются не только к
совместной работе на занятиях, но являются участниками итоговых занятий, досуговых мероприятий, организовывают вместе с педагогами досуг детей, отдых на природе. Педагоги помогают поправить здоровье детей в санатории, на море и восстановить силы родителей. Есть свои традиции в отдыхе: ежегодный выезд в День Защиты детей на теплоходе — это экскурсия по реке Иртыш и отдых на острове. На отдыхе встречаются все — «особенные» дети, здоровые дети, родители, педагоги, так как это итог совместной деятельности людей.Интересно то, что здесь все видят, что преодолены отрицательные стереотипы, — здесь все интересны, здесь все всё могут, мы все дружная семья. Занятия, посещение театров, музеев, храмов, экскурсии в другие города, досуговые занятия — елки, дни именинников, праздники осени, конкурсы стихов развивают детей интеллектуально. Работая с родителями, приходим к мысли, что дети могли заняться инсценировкой сказок. Вводятся занятия с основами театра. Родители и дети, искусственно оторванные от общественной жизни, пытаются играть роли на сцене. Мы, педагоги, доказали и показали, что они могут быть равными среди равных. Созданы три спектакля, где играют дети и родители, а руководит педагог — это «Сказка о царе Салтане», «Принцесса на горошине», «Кошкин дом».

Прошли дни, месяцы, годы (студии 14 лет), а наши «особенные» дети никого не удивляют своей необычностью, они обучаются, развиваются и являются активными участниками всех дел в Центре и городе. В студии существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания: педагог + дети + родитель — это успех и развитии. Совместная деятельность детей и их родителей дала возможность педагогам найти главный принцип работы — это сотрудничество, но не соперничество, в частности между группами детей. Не разделять детей на лучших и худших, а научить их уважать друг друга, организовывать их досуг, обучение, развитие. Педагоги к родителям и детям предъявляют высокие требования, сочетающиеся с уважением к ребенку и к нелегкому труду родителя, воспитывающего больного ребенка. Только в этом случае между родителями, детьми и педагогами будет общий язык, отношения сотрудничества.

ХХI век — это путь гуманистической цивилизации и микроуровень гуманизма характеризует отношения между людьми, позволяющие сохранить человеческое достоинство, не ущемляя при этом интересов другого человека. Поэтому цель педагогов студии — помочь каждому родителю познать своего ребенка, реализовать его возможности. Гуманизация современного образования зависит от способностей педагога и многое, чего достигли наши «особенные» дети стало возможным, благодаря тому, что:

— мы верим в ребенка, его возможности;

— работаем тесно с родителями;

— помогаем каждому ребенку одолеть свой недуг.

Эти правила выражают наше профессиональное кредо. Быть профессионалом — это любить свое дело, любить детей, уважать родителей, выполнять свое дело легко, изящно, свободно.

Вспомним слова В. Гете:

«Но без души и помыслов высоких.

Живых путей от сердца к сердцу нет!»

7233.gif

3 комментария to “СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ПЕДАГОГА”

  1. An interesting discussion is definitely worth comment. I do think that you ought to publish more on this subject matter, it might not be a taboo matter but typically people don’t speak about such topics. To the next! All the best!

  2. I’d like to thank you for the efforts you have put in writing this blog. I really hope to check out the same high-grade blog posts from you later on as well. In truth, your creative writing abilities has motivated me to get my own, personal website now 😉

  3. An interesting discussion is worth comment. There’s no doubt that that you need to write more on this topic, it might not be a taboo matter but generally people do not speak about such issues. To the next! Many thanks.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»