ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ»
Авторы: Романова О.Н., Денежкина Т.Н., Васильева Д.И., Никифорова Ю.А.
Постановка проблемы: актуальность, целесообразность выполнения проекта
Главная проблема детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении их естественной связи с обществом, в ограниченности общения со сверстниками, в формах проведения досуга. Что влечет за собой неоспоримые последствия-невозможность интеграции в различные сферы жизнедеятельности человека, неизбежность социальной изоляции, перманентность образовательного маршрута.
Данная категория детей нуждается в социокультурной и информационной поддержке взрослых и детей без ограничений в здоровье, ведь подчас не хватает семейных ресурсов для ценностного и образовательного самоопределения ребенка с ОВЗ, его интересов в досуге и творчестве, и совсем недостаточно-для интеграции в культурную жизнь общества.
Дети с ОВЗ обладают огромным мотивационным потенциалом для освоения новых знаний и умений, они способны стать решительными в действиях, упорными в достижении целей, обладать лидерскими качествами, умеют бороться с невзгодами. Но безграничное информационное пространство и сложный мир взрослых не всегда дает нужные детям ориентиры на их особенном жизненном пути.
В реальной жизни современные дети нормы перегружены обязанностями и своими многочисленными интересами, им тоже, как и взрослым некогда остановиться, поговорить, спросить, посоветовать без спешки, понимая особенности своего собеседника. Подчас в эти процессы может вмешаться и людская жестокость.
Исходя из этих условий инициативная группа детско-взрослого сообщества БОУ ДО г.Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский» (Центр творчества), имея опыт взаимодействия с клубом учреждения для детей-инвалидов «Надежда» разработала проект «Мы вместе». Основная идея проекта: обеспечение доступности образовательного потенциала учреждения дополнительного образования для организации дистанционного досуга детей с ограниченными возможностями в здоровье, обеспечение возможности этим детям виртуально общаться в другими ребятами и педагогами, кто причастен к созданию интересных культурному обществу образовательных продуктов, приобщиться к творческому процессу в соответствии со своими возможностями.
Безусловно на современном этапе этот проект станет здоровьеориентированным и развивающим для любого ребенка, тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. На онлайн-платформе будут аккумулироваться многочисленные результаты творческой деятельности учащихся дополнительных общеразвивающих программ (программ) Центра творчества: интерактивные художественные выставки, виртуальные концерты, познавательные квесты, экскурсии, детские мастер-классы и видеозанятия, сборники детских стихов и аудиосказок, зал детской мультипликации. Реальная практическая деятельность детей-участников проекта будет содействовать развитию наглядно-образного и логического мышления, творческого воображения, расширению кругозора, формированию мировоззрения, круга общения и географии познавательных условий, дети научатся коммуницировать с модераторами социокультурных и образовательных событий, освоят ранее незнакомые модели ролевого и культурно-нравственного поведения. Посильные образовательные или творческие пробы, личный вклад детей с ОВЗ в виртуальное образовательное событие станет их первой практикой участия и создания культурной жизни взрослых и детей города Омска.
Проект реализуется на онлайн-платформе «Стартап «ЭТО МЫ», разработанной с помощью ресурсов популярной среди детей социальной сети ВКонтакте. Платформа является ресурсом для аккумуляции продуктов образовательной деятельности учащихся программ. В ее наполнении участвуют все представители детско-взрослого сообщества Центра творчества при координации руководителя проекта (педагогические работники, родители, студенты-волонтеры, обучающиеся среднего и старшего школьного возраста, образовательные партнеры).
Цель проекта-включение культурно-образовательных ресурсов онлайн-платформы «Стартап «ЭТО МЫ» детско-взрослого сообщества Центра творчества «Амурский» в процессы социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта
- Содействовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами виртуальных интерактивных досуговых форм, организованных с использованием продуктов образовательной деятельности учащихся дополнительных общеразвивающих программ.
- Формировать команду педагогов-единомышленников и организовать их информационно-технологическую подготовку по разработке дистанционных (электронных) досуговых форм для детей с ОВЗ.
- Систематизировать и аккумулировать электронный банк продуктов образовательной деятельности учащихся Центра творчества для их онлайн-презентации и организации интерактивных досуговых форм.
- Организовать в информационно-коммуникационном пространстве рекламу культурно-образовательного и социализирующего потенциала онлайн-платформы «Стартап «ЭТО МЫ» детско-взрослого сообщества Центра творчества «Амурский».
- Содействовать формированию у детей и взрослых толерантного и нравственного отношения к культурно-образовательным потребностям и возможностям детей с ОВЗ.
6. Освоить сетевые ресурсы для развития виртуальных досуговых форм дополнительного образования детей
Целевая аудитория: Дети с ОВЗ 7-18 лет с отсутствием интеллектуальных и многочисленных нарушений в развитии (в т.ч. зрения), с техническими возможностями использования Интернет-ресурсов.
Родители детей с ОВЗ, замотивированные на социализацию своих детей и сотрудничество с педагогическими работниками БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»
Средства, методы и ресурсы реализации проекта
-Онлайн-платформа «Стартап «ЭТО МЫ»,
-интернет-сервисы Padlet, YouTube, Googlе, Blogger, LearningApps и др.
-открытая группа в социальной сети ВКонтакте,
-событийные технологии (дистанционные конкурсы, акции, презентации, интерактивные выставки, форумы для общения, медиамастерские и гостиные, онлайн-экскурсии, квесты),
-технология сетевого партнерства,
-средства массовой и рекламной информации
План действий
Подготовительный этап реализации проекта-сентябрь-ноябрь 2020 года:
1.определение интерактивных приемов для включения в досуговые формы:
-познавательные игры, кроссворды, онлайн-квесты, экскурсии, выставки, читальный и зрительный зал, конкурсы и др.
2.наполнение формами онлайн-платформы по площадкам:
-«Научился сам-научу другого» (размещение онлайн мастер-классов по монтажу собственных медиароликов обучающихся дополнительных общеразвивающих программ «You блогер»; по тренингам актерского мастерства детской студии «Премьера»; по изобразительному и декоративно прикладному творчеству «Хобби-стиль»);
-«Смотри и размышляй» (записи спектаклей детской театральной студии «Премьера», творческих детских концертов, творческих номеров; онлайн-интервью с сотрудниками Музея Врубеля, актерами театра, музыкантами);
-«Наши и твои достижения» (галерея творческих работ)
-«О жизни, о себе, о других» (трансляция онлайн-номеров газеты «Лучики Надежды»);
-«Мы-за успех каждого!» (размещение подборки конкурсов, проходящих в ЦТ «Амурский», г. Омске а так же всероссийские и международные конкурсах, в т.ч. для детей с ОВЗ);
-«Твоя игротека» (игры, квесты, онлайн-программы для проведения досуга);
-«Откровенно о важном» (форум с участием детей и взрослых по волнующим вопросам и проблемам).
3. Подготовка и реализация рекламной акции проекта через СМИ, сайт Центра творчества, рекламный ролик в социальных сетях ВКонтакте, рассылках учредителя.
4. Оформление сетевых соглашений с Омским музеем им. Врубеля для подготовки онлайн экскурсий, мастер-классов, культурно-образовательного квеста.
5.Подготовка критериальной базы и оценочного инструментария для мониторинга результативности проекта:
-опрос мнений,
-статистика посетителей платформы и участников мероприятий.
Практический этап-декабрь 2020-июль 2021:
1.Запуск работы платформы:
-ежемесячное планирование работы педагогической команды на уровне образовательной организации, рассылки о конкурсах, играх родительскому и детскому активу, образовательным учреждениям, новостная информация на сайте учреждения,
-ежемесячный сбор образовательных продуктов учащихся и их использование в досуговых онлайн-формах,
-организация и проведение конкурсной деятельности,
-работа партнерской группы,
-раз в полугодие работа со статистикой и опросами по качеству работы платформы и результативности проекта.
-Апробация игровых онлайн-утренников и программ, воркшопов, творческих челенджей, благотворительных онлайн-акций.
-Апробация проведения репортажей с очных арт-квестов «По шагам».
-Апробация виртуальных форумов и дискуссий.
Заключительный этап-август-сентябрь 2021 г.:
-выявление динамики в показателях и данных мониторинга,
-подготовка swot-анализа,
-презентация результатов проекта общественности и профессиональному сообществу,
-перевод проектной деятельности в одно из направлений стратегии реализации Программы воспитания БОУ ДО г.Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»
Ожидаемые результаты от реализации проекта (с показателями, позволяющими оценить эффективность отдельных мероприятий и проекта)
- Положительная количественная динамика и отзывы (мнения) детей и их родителей по участию в событиях онлайн-платформы «Стартап «Это мы!»
- Продуктивная деятельность педагогической команды и детского актива по разработке дистанционных (электронных) досуговых форм на онлайн-платформе.
- Систематизированный, расширяющийся по содержанию, регулярно представляемый электронный банк продуктов образовательной деятельности учащихся Центра творчества на онлайн-платформе (увеличение количества рубрик и досуговых форм)
- Отработанные рекламные и сетевые формы, механизмы в деятельности онлайн-платформы «Стартап «ЭТО МЫ» детско-взрослого сообщества Центра творчества «Амурский».
5. Расширение участников проекта из числа детей нормы и взрослых с выраженным в содержании их электронных продуктов толерантного и нравственного отношения к культурно-образовательным потребностям и возможностям детей с ОВЗ.
Дальнейшее развитие проекта
Расширение целевой аудитории среди детей ОВЗ на основании расширения средств взаимодействия с детьми (их родителями) с нарушениями интеллекта, слуха и зрения.
Получение поддержки учредителя для развития проекта в сетевом формате с муниципальными образовательными организациями.
Сервисная модернизация онлайн-платформы проекта.
Дополнительные материалы