A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОКАЛЬНОМ КОЛЛЕТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЁМОВ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ


Иванова Алена Валерьевна, педагог дополнительного образования

БОУ ДОД г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский», г. Омск

 

Аннотация: Обобщая опыт работы детского вокального коллектива, автор предлагает использовать в образовательном процессе приёмы взаимообучения. Это позволит решить комплекс задач по формированию ряда компетенций. Предлагаемые организационные формы способствуют повышению качества как процесса, так и результата образования. В дальнейшем предполагается запустить педагогический проект по внедрению предложенных форм работы.

Ключевые слова: качество образования, дополнительное образование, взаимообучение, формирование компетенций.

 

Дополнительное образование в силу своей специфики обладает большим потенциалом в плане поиска и применения новых образовательных технологий, форм, методов и приёмов. Здесь менее жесткие границы между «школой» и «жизнью», более свободное общение, по определению более высокая мотивация обучающихся. И, видимо, вследствие этих факторов в работе вокально-хореографического ансамбля «Каприз» появилась идея использовать элементы взаимообучения в образовательном процессе (эту публикацию можно рассматривать как начало оформления концепции будущего педагогического проекта).

Началось всё, как часто бывает в образовании – с наблюдения. Мы заметили, что более старшие участники ансамбля, которые случайно присутствовали на занятиях более младших, начинали комментировать их работу, давать советы, пытаться помогать, исходя из своего опыта.

Пытаясь понять наблюдаемое, мы вышли на понятие взаимообучения, которое активно сейчас обсуждается в профессиональном сообществе.

Идея восходит к концу 18 – началу 19 века, когда священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер предприняли «первую попытку модернизации классно-урочной системы обучения» [1], давшую начало белл-ланкастерской системе. В соответствии с ней старшие ученики, уже изучившие материал под руководством учителя, обучали остальных, ориентируясь на его инструкции. [2].

На наш взгляд, взаимообучение естественно возникает в разновозрастном коллективе, объединенном общим интересом. Оно помогает решить ряд таких задач, как:

         Выстраивание отношений между более старшими участниками коллектива с младшими;

         Гармонизация отношений внутри учебной группы (профилактика неконструктивных форм лидерства);

         Воспитание таких личностных качеств, как ответственность и альтруизм, овладение коммуникативными компетенциями;

         Формирование осознанного отношения к осваиваемому виду деятельности;

         Поддержание высокой мотивации к занятиям и т.д.

В опыте работы коллектива уже появились формы организации образовательного процесса, где взаимообучение как приём (не только, кстати, разновозрастное) занимает одно из ведущих мест:

         Инициация детских творческих проектов (тематические мероприятия: Новый год, 8 Марта, День Победы и другие).

         «День самоуправления», предполагающий развлекательные и обучающие мероприятия.

         Организация контрольно-диагностических занятий, позволяющих увидеть уровень способностей детей в каждой группе.  Например, экзамен в формате «дети учат детей».

Если исходить из понимания качества образования как «совокупности свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности  гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования» (А.М. Кац, [3]), то реализация таких форм работы позволяет повысить качество как процесса образования для разных его субъектов:

         У детей младшего возраста повышается интерес к занятиям, так как разнообразие форм обучения позволяет оставаться ему свежим и привлекательным, а, значит, и более эффективным.

         Эффективность процесса повышается и вследствие меньшей возрастной дистанции между «учеником» и «учителем», который уже адаптированным языком сможет донести, что такое «взять дыхание на твердой  атаке», или «достать высокую ноту на опоре». Но с другой стороны здесь возникает риск «скатиться» в сленг, поэтому важно, чтобы педагог все же задавал «планку» владения предметными терминами.

         У детей старшего возраста появляется мотивация к самостоятельной творческой  и организационной деятельности, они постигают алгоритм, «кухню» творческого процесса (написание сценария, подбор музыкального материала, поиск средств конструктивной коммуникации и т.д.).

         Разновозрастной коллектив в целом становится более зрелым, что запускает механизм влияния коллектива на формирование качеств личности.

         Педагог получает возможность способствовать формированию целого ряда компетенций, а также диагностировать  их сформированность из наблюдения непосредственной деятельности.  

Также использование приёмов взаимообучения позволяет повысить и качество результата образования:

         Дети старших групп овладевают проектными, организационными и коммуникативными компетенциями, становятся ответственными, инициативными и социально ориентированными (альтруистичными) личностями. Их отношение к выбранному виду деятельности становится осознанным и мотивированным.

         Дети младших групп, видя в лице «старших коллег» наглядный пример образовательных результатов, становятся также более свободными в плане самовыражения, инициативы и уверенности.

         У всех участников разновозрастного коллектива на всю жизнь остается опыт эффективного группового взаимодействия, определяющий их жизненные ценности.

Вот такие качественные результаты мы ожидаем от реализации проекта по использованию элементов взаимообучения в образовательном процессе вокально-хореографического ансамбля «Каприз» ЦТ «Амурский» г. Омска.

 

Литература.

 

1.  Креативная педагогика. Пространство психолого-педагогических знаний для формирования энциклопедического словаря-справочника. РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина URL: http://thisisme.ru/content/vzaimoobuchenie (дата обращения: 25.12.13).

2.  Красильникова Н.А., Упорова Д.С. Взаимообучение и самообразование как средства реализации требований новых ФГОС в процессе изучения языка//Педагогическое образование в России № 4, 2014 (URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimoobuchenie-i-samoobrazovanie-kak-sredstva-realizatsii-trebovaniy-novyh-fgos-v-protsesse-izucheniya-yazyka. Дата обращения 01.02.15)

3.  Сайт Министерства образования Оренбургской области (URL: www.minobr.orb.ru/obobraz/posobie2004)

 

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»