ПРОЕКТ «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
- АКТУАЛЬНОСТЬ И НОРМАТИВНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА
Одной из приоритетных задач реализации современной модели российского образования в учреждениях всех уровней образования является формирование механизмов оценки качества образовательных программ посредством создания объективных и доступных оценочных механизмов.
В дополнительном образовании детей система оценки качества образования только начала создаваться, что напрямую связано с отсутствием государственных и региональных стандартов на этом уровне образования. Еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества дополнительного образования детей и единых подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества дополнительного образования детей.
В контексте выполнения задачи по формированию механизмов независимой оценки качества программ дополнительного образования детей в БОУ ДОД г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский» были выявлены противоречия, влияющие на успешность решений и действий в оценочной деятельности учреждения, а именно:
-наличие в учреждении мониторинга развития образовательной деятельности и отсутствие в документах учреждения описания подходов к определению внутреннего эталона этого состояния;
-наличие в критериальной базе мониторинга параметров, характеризующих профессиональные интересы педагогического коллектива и административных структур, и отсутствие параметров, отражающих особенности реализации образовательных программ Центра и интересы социально-образовательных партнеров учреждения,
-наличие в мониторинге развития образовательной деятельности учреждения ресурсов для проведения оценочных процедур и отсутствие системы в управлении и обеспечении системы этих действий.
Данные противоречия позволили увидеть проблему Центра в недостаточной разработанности и системности оценочной деятельности и тему проектной деятельности «Независимая оценка качества образования в учреждении дополнительного образования детей»
В основу работы проектной группы педагогических работников БОУ ДОД г. Омска ЦРТДиЮ «Амурский» по разработке внутренней оценочной системы будут положены следующие документы и материалы:
-федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (пункт 1 «к»);
-методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, подготовленных Минобрнауки России;
-материалы Департамента образования администрации г. Омска о требованиях к качеству выполнения муниципального задания;
В концептуальную основу разработки проектной группой системы оценки качества образования в учреждении могут быть положены:
-материалы экспериментальной работы БОУ ДОД г. Омска «ГДТ(ю)т», разработанные в рамках системного подхода Н. А. Селезневой, А. И. Субетто по управлению качеством образования в отношении всех объектов и процессов в учреждении. Где качество образования есть соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата, требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (Байденко В.И., Исаева В.А., Селезневой Н.А., Субетто А.И «Управление качеством образования. Системный подход»). Где важнейшим условием управления и обеспечения качества образования и объективизации системы оценки является стандартизация образовательной системы, результата, процессов, условий и ценностей образования.
-Квалиметрический подход в формировании критериев и параметров оценки, в выборе измерительных средств. Где оценка-аналитический инструмент или процедура, предназначенная для измерения качества результатов, процессов и условий реализации образовательных программ. А измерение — процесс отбора средств, которые нацелены на определение оценки.
Деятельность по проектированию критериальной базы оценки качества образования в БОУ ДОД г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский» будет основана на следующих принципах:
- ориентация на социальный заказ пользователей дополнительных образовательных услуг;
- учет потребностей муниципальной системы образования;
- минимизация системы критериев с учетом потребностей разных уровней управления образовательной системы учреждения;
- инструментальность и технологичность используемых критериев (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- оптимальность использования источников первичных данных для определения уровня качества дополнительного образования детей (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- соблюдение морально–этических норм в отборе критериев.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
ЦЕЛЬ: разработка и апробация системы независимой оценки качества дополнительного образования детей в учреждении
ЗАДАЧИ:
- обновление и систематизация информации об интересах субъектов образовательной деятельности и партнеров учреждения по отношению к независимой оценке качества образования в Центре;
- разработка подходов и организационных механизмов независимой оценки качества образования в нормативных и методических материалах Центра, по которым можно судить о направлениях стандартизации качества образования в учреждении, операциональности стандарта качества и особенностях организации оценочной деятельности;
- совершенствование контрольно–измерительных материалов, контрольно–оценочных процедур, техники и технологии обработки и предъявления оценочных данных;
- создание электронного банка статистики для накопления количественных показателей качества результатов обучающихся, качества организации образовательного процесса и условий с использованием информационных технологий (ИКТ) и программно–инструментальных средств;
- освоение и апробация участниками проекта эффективных и доступных оценочных методик, в том числе с помощью возможностей ИКТ;
- использование приема интерпретации результатов оценки в контексте анализа причинно-следственных связей между результатами, процессами и условиями образования, приемов сравнения и прогноза реальных и возможных изменений в качестве образования Центра,
- принятие управленческих решений и мер, направленных на получение положительных изменений в образовательной деятельности учреждения в целях повышения её качества;
- представление проектных наработок в открытом информационном пространстве Центра творчества и профессиональном сообществе.
Читать далее проект Проект по независимой оценке