A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

ОПЫТ РАБОТЫ СТУДИИ “НАДЕЖДА”


«…Пусть покинет нас вновь
и мечта, и любовь,
не покинет нас только Надежда…»
Э. Асадов.

В настоящее время интеграция и инклюзия вошли в число приоритетных направлений исследований, проводимых Институтом коррекционной педагогики РАО. Определен и экспериментально проверен набор вариантов интеграции и инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях специализированную психолого-педагогическую помощь.
В БОУ ДОД города Омска «ЦРТДиЮ «Амурский» почти двадцать лет работает студия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», где досуговые  мероприятия и цикл  специально организованных занятий для воспитанников студии проводятся совместно с нормативно развивающимися сверстниками. Студия  объединяет около 40 воспитанников с различными отклонениями в развитии: синдром Дауна, задержка психического развития (ЗПР), олигофрения, дизартрия и др.Особенно много детей с церебральным параличом (ДЦП).      Все  воспитанники студии  являются инвалидами детства.Прием  детей в коллектив осуществляется в течение учебного года по направлениям медико-педагогических комиссий, информированности родителей из других источников. Принимаются также дети, выведенные или отчисленные из детских садов и специальных (коррекционных) школ-интернатов по причине «нецелесообразности дальнейшего обучения».
95% из них признаны медико-педагогическими комиссиями «необучаемыми» и занимаются только  по данной программе.
5% воспитанников обучаются в коррекционных учреждениях (домашнее обучение) или посещают социальные центры города.
В качестве примера интеграции хотелось бы рассказать о направлениях деятельности с детьми «особой педагогической заботы»:
· Театральная деятельность (программа «Ручеек», педагог — Н. А. Жильцова)

Из опыта и научных исследований известно, что главной деятельностью ребенка до юношеской поры является игра. Именно игра формирует у ребенка жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием могут разделить взрослые и дети? Конечно, театр!
Занятия театральной деятельностью помогают развитию внимания, театральная педагогика выступает в роли незаменимого корректора, предлагая развивающие театральные игры. Занятия театром способствуют развитию памяти, ребенок может с помощью взрослых овладеть приемами смыслового, логического запоминания, воображения, мышления. Образовательная программа по театру предоставляет прекрасную возможность для проявления своих творческих способностей, пусть на своем, возможном уровне. Ребята активно участвуют в постановке спектаклей, в проведении центровских мероприятий и праздников. И передать словами ту атмосферу радости и счастья, в которой они находятся, просто невозможно!
· Изобразительная деятельность и  декоративно-прикладное искусство  (программа «Радуга ремёсел», педагог — О.В. Инявкина)

Занятия по изобразительному и декоративно — прикладному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребенка. Встречи с искусством, творческая деятельность каждого ребенка,  радость от осознания красоты — все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир, а тем более на ребенка с ограниченными возможностями ребенка. Большое значение на занятиях по ИЗО и ДПИ придается формированию представлений о свойствах предметов (форме, цвете, величине и т. д.) Девиз занятий: «Ты можешь все!». Система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретного ребенка и конкретных условий работы с ним.
· Музыка  (программа «Мне музыка приносит радость», педагог- Е.В. Комаровская)

Исследования показывают, что музыка развивает личность, позволяет ощутить мир во всем его богатстве, оказывает психотерапевтическое воздействие, влияя на эмоциональную сферу ребенка. На музыкальных занятиях используются техники и приемы, способствующие коррекции речевых расстройств, формированию ритмического чувства. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе и в своих силах. Репертуар, используемый на музыкальных занятиях, отличается художественным качеством и доступностью.
· Математика (программа «Логика и мышление», педагог — Т.П.Кравцова)

Математика по праву занимает значительное место в системе образования детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Программа по математике предполагает подачу материала в форме игры. Дети, независимо от возраста и заболевания, включаются в решение простых задач: отгадать, составить, смоделировать и т. д. Большое внимание уделяется формированию у детей «особой заботы» представлений о свойствах предметов. Доступность, полезность отдельных заданий для ребенка определяются как его возрастом, так и психофизическими возможностями, предварительной подготовкой, полученной ребенком в семье. Пакет заданий вариативен по сложности в зависимости от конкретного ребенка.
· Развитие речи (программа «Мир вокруг нас», педагог — С.В. Покровская)

«Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усвоены знания» (Н. И. Жилкин).
Занятия по развитию речи способствуют обогащению словаря, уточнению грамматического строя речи детей, развитию у них памяти, разговорно-диалогической речи. Хотелось бы отметить важность применения на занятиях по развитию речи игровой технологии, так как игра хорошо пополняет словарный запас и стимулирует развитие речи.
· Работа пресс-центра газеты «Лучики Надежды» (педагог — С. Б. Лыбина)

Идея выпускать собственную газету возникла в 2010 году на занятиях по развитию устной речи, где элементы журналистики использовались для формирования коммуникативных умений и активизации интереса воспитанников к занятиям. Результаты их творчества  регулярно появлялись на страничках газеты «Остров радости» Центра творчества «Амурский», включая,  таким образом, детей «особой педагогической заботы» в общий воспитательный и образовательный процесс Центра творчества.    Игра «в журналистов» и  выпуск   «информационных листков», тематических стенных газет привели к тому, что сформировалась небольшая творческая группа, состоящая не только из воспитанников, но и их родителей. В марте 2010 года вышел первый номер «Лучиков Надежды» как приложение к газете «Остров радости». В дальнейшем, «Лучики Надежды» стали самостоятельным изданием. В игровой форме ребята знакомятся с  теорией и практикой журналистики, выполняют творческие задания — учатся брать интервью, ведут самые настоящие журналистские расследования.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Но тем не менее, общество в силах создать такие условия, чтобы они могли жить жизнью близкой к полноценной, реализовывать свои мечты…и просто испытывать чувство счастья.
Хочется верить, что инклюзивное образование в ближайшее время станет не экспериментом, не делом отдельных педагогов-энтузиастов, а массовой практикой.
Гребенникова Анна Александровна
Методист социально-педагогического отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»