ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ
Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, увеличивая на них нагрузку. Кроме того, в школьный период дети интенсивно растут, им свойственны усталость и утомляемость. Регулярно пополнять энергию, заботиться о самочувствии детей призваны здоровьесберегающие технологии в школе.
Что такое здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии-это условия, принципы, методы образовательного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Цель этих технологий-сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающая деятельность решает такие задачи:
- Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.
- Расширение возможностей учеников.
- Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.
- Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.
- Укрепление и поддержание физического здоровья.
- Профилактика заболеваний.
- Обучение умениям и навыкам взаимодействия с окружающими.
- Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.
В решении поставленных задач нужно придерживаться определенных принципов.
Принципы здоровьесохраняющих технологий
Принципы помогают выбрать правильное направление решения задач и подходящие методы для этого. Несоблюдение даже одного принципа вредит технологиям и снижает их эффект.
Согласно принципам учителя должны:
- Не причинять вред.
- Отдавать предпочтение эффективной заботе о здоровье учеников.
- Понимать под здоровьем физическое, психическое и психологическое благополучие.
- Использовать технологии непрерывно и с учетом преемственности.
- Взаимодействовать с учениками как с субъектами.
- Учитывать возрастные особенности учеников в процессе обучения.
- Сочетать охрану здоровья и обучение здоровым привычкам.
- Формировать ответственность за свое здоровье.
- Научить действовать на перспективу.
- Контролировать результаты.
Решение задач с соблюдением всех принципов требует создания специальной здоровьесберегающей среды в школе.
Создание здоровьесберегающей среды на уроке
Соответствующую среду на уроках создает учитель и окружающая обстановка. Администрация школы должна оказывать учителям в этом поддержку.
Для создания среды, сохраняющей здоровье, учитель должен:
- Поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении.
- Менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические паузы.
- Менять виды деятельности учеников в течение урока.
- Не допускать перегрузок на занятиях.
- Анализировать уроки с валеологической точки зрения.
Положительный результат здоровьесберегающих технологий в школе зависит и от соблюдения следующих условий:
- Выявление и учет показателей здоровья детей.
- Правильная организация места и времени учебных занятий.
- Применение приемлемых для учебного заведения здоровьесберегающих технологий.
- Тесное взаимодействие родителей, учителей и администрации по вопросам сбережения здоровья детей.
Благоприятные условия, поддержка со стороны родителей, искренняя заинтересованность учителя в сохранении здоровья своих подопечных помогут достичь целей технологий, сохраняющих здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в школе
Технологии здоровьесбережения делятся на несколько групп.
Общие здоровьесберегающие технологии на уроках представляют собой:
- Физкультминутки для тела и глаз.
- Тематические вставки о здоровье на каждом предмете.
- Отслеживание эмоционального настроя.
- Походы классом, школой.
- Цветотерапия.
- Смена деятельности 5-7 раз за урок.
- Употребление слов и выражений, не унижающих ребенка, а помогающих поверить в себя.
- Классные и родительские собрания по теме здоровья.
На конкретных предметах используются определенные методы здоровьесбережения.
Например, здоровьесберегающие технологии на уроках математики могут быть следующими:
- Групповая и парная работа, в т. ч. и у доски. Такая работа снижает стресс.
- Проговаривание правил и терминов вслух. Некоторые ученики хорошо усваивают в уме, но потом затрудняются повторить вслух знакомый материал.
- Ритуал окончания урока: что осталось непонятного, что понравилось.
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка:
- Пальчиковая зарядка.
- Дыхательная гимнастика.
- Тематические вставки: разбор текста, списывание с доски, обсуждение сказок на тему здоровья.
- Написание сочинений по теме здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в школе должны применяться с первого класса, а еще лучше начинать их использовать с детского сада. Чем раньше приучить детей заботиться о своем здоровье, тем больше шансов, что они будут делать это на протяжении всей жизни.
Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8561-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-shkole.html