A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ


Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, увеличивая на них нагрузку. Кроме того, в школьный период дети интенсивно растут, им свойственны усталость и утомляемость. Регулярно пополнять энергию, заботиться о самочувствии детей призваны здоровьесберегающие технологии в школе.

Что такое здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии-это условия, принципы, методы образовательного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Цель этих технологий-сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающая деятельность решает такие задачи:

  • Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.
  • Расширение возможностей учеников.
  • Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.
  • Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.
  • Укрепление и поддержание физического здоровья.
  • Профилактика заболеваний.
  • Обучение умениям и навыкам взаимодействия с окружающими.
  • Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.

В решении поставленных задач нужно придерживаться определенных принципов.

Принципы здоровьесохраняющих технологий

Принципы помогают выбрать правильное направление решения задач и подходящие методы для этого. Несоблюдение даже одного принципа вредит технологиям и снижает их эффект.

Согласно принципам учителя должны:

  • Не причинять вред.
  • Отдавать предпочтение эффективной заботе о здоровье учеников.
  • Понимать под здоровьем физическое, психическое и психологическое благополучие.
  • Использовать технологии непрерывно и с учетом преемственности.
  • Взаимодействовать с учениками как с субъектами.
  • Учитывать возрастные особенности учеников в процессе обучения.
  • Сочетать охрану здоровья и обучение здоровым привычкам.
  • Формировать ответственность за свое здоровье.
  • Научить действовать на перспективу.
  • Контролировать результаты.

Решение задач с соблюдением всех принципов требует создания специальной здоровьесберегающей среды в школе.

Создание здоровьесберегающей среды на уроке

Соответствующую среду на уроках создает учитель и окружающая обстановка. Администрация школы должна оказывать учителям в этом поддержку.

Для создания среды, сохраняющей здоровье, учитель должен:

  • Поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении.
  • Менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические паузы.
  • Менять виды деятельности учеников в течение урока.
  • Не допускать перегрузок на занятиях.
  • Анализировать уроки с валеологической точки зрения.

Положительный результат здоровьесберегающих технологий в школе зависит и от соблюдения следующих условий:

  • Выявление и учет показателей здоровья детей.
  • Правильная организация места и времени учебных занятий.
  • Применение приемлемых для учебного заведения здоровьесберегающих технологий.
  • Тесное взаимодействие родителей, учителей и администрации по вопросам сбережения здоровья детей.

Благоприятные условия, поддержка со стороны родителей, искренняя заинтересованность учителя в сохранении здоровья своих подопечных помогут достичь целей технологий, сохраняющих здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в школе

Технологии здоровьесбережения делятся на несколько групп.

Общие здоровьесберегающие технологии на уроках представляют собой:

  • Физкультминутки для тела и глаз.
  • Тематические вставки о здоровье на каждом предмете.
  • Отслеживание эмоционального настроя.
  • Походы классом, школой.
  • Цветотерапия.
  • Смена деятельности 5-7 раз за урок.
  • Употребление слов и выражений, не унижающих ребенка, а помогающих поверить в себя.
  • Классные и родительские собрания по теме здоровья.

На конкретных предметах используются определенные методы здоровьесбережения.

Например, здоровьесберегающие технологии на уроках математики могут быть следующими:

  • Групповая и парная работа, в т. ч. и у доски. Такая работа снижает стресс.
  • Проговаривание правил и терминов вслух. Некоторые ученики хорошо усваивают в уме, но потом затрудняются повторить вслух знакомый материал.
  • Ритуал окончания урока: что осталось непонятного, что понравилось.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка:

  • Пальчиковая зарядка.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Тематические вставки: разбор текста, списывание с доски, обсуждение сказок на тему здоровья.
  • Написание сочинений по теме здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в школе должны применяться с первого класса, а еще лучше начинать их использовать с детского сада. Чем раньше приучить детей заботиться о своем здоровье, тем больше шансов, что они будут делать это на протяжении всей жизни.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8561-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-shkole.html

 

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»