A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ


26 05 2016
320

ложьРодителям часто приходится сталкиваться с проявлениями детской лжи. И это воспринимается ими или как «предательство»: мой ребенок мне врет, или вызывает чувство вины: «… наверно я неправильно воспитывала (слишком мягко/жестко)». То есть многих это по-настоящему беспокоит. А что думают по этому поводу психологи?

Прежде всего, нужно понять, что в большей или меньшей степени, но врут все дети. Ложь-это условно нормативный феномен детского развития.

Отдельные эпизоды лжи могут проявляться примерно с 4-х летнего возраста, начиная же с младшего школьного, присутствуют более массово.

Нельзя сказать, что врать-это хорошо, но в некотором роде вранье можно рассматривать как показатель морального, интеллектуального и социального развития. Не нужно ставить на ребенке клеймо «врун». Важно восстановить доверительный контакт между ребенком и родителями. Понять, почему это произошло и что нужно сделать, чтобы развитие ребенка проходило в позитивном русле.

Главная задача родителей в ситуации детской лжи-донести, что признание проступка лучше лжи. И сам проступок почти всегда (в детском возрасте)-лучше лжи.

Понимая, что многое в поведении детей проистекает из наблюдения за взрослым, нужно самим правильно себя вести. Если ребенок стал свидетелем родительской лжи, то последний должен показать, что ему неловко, стыдно.

Если вранье ребенка очевидно, то не нужно провоцировать ещё большую ложь расспросами. Лучше сказать «Я знаю, что ты сделал. Давай исправлять».

Способы профилактики лжи во многом зависят от понимания родителями причин детской лжи, правильного истолкования мотивов её появления.

Такой причиной может стать страх наказания. Чтобы устранить эту причину нужно следить за тем, чтобы наказание было оправданным и не унижало ничьего достоинства. Само слово – наказание – говорит о том, что оно должно указывать, направлять в верном направлении. Это является единственным его смыслом, вряд ли кто-либо из родителей всерьез считает, что главное в наказании это заставить ребенка больше страдать! Поэтому самое понятное для ребенка наказание – наказание естественными последствиями, действиями, непосредственно вызванными проступком. Например, пролил чай на стол – вытри, обидел младшего брата – извинись. Такие «наказания» детьми воспринимаются как вполне справедливые.

Обязательно нужно с ребенком говорить почему ложь не желательна: она подрывает доверие, «трудно будет поверить в следующий раз», ложь  расстраивает и т.д.

Другая возможная причина –  страх физического наказания. Дети долго помнят физическое наказание и боятся его. Особенно, если наказание было несоизмеримо поступку. Такие меры недопустимы.

Ещё одной причиной детской лжи может стать слишком большое количество запретов. Для разных возрастов должны быть разные «нет». Так, если в 3-х летнем возрасте ребенку запрещается подходить к плите, то в 7-летнем можно научить зажигать спичку около блюдца с водой и тушить ее. По мере взросления ребенка должны расширяться его права и возможности. Для того чтобы понять не слишком ли много запретов, можно посчитать количество «да» и «нет», сказанные ребенку за день. Наверное излишне уточнять, что – запреты должны быть оправданы.

Четвертая причина – желание быть лучше, заслужить внимание взрослых, соответствовать ожиданиям, боязнь того, что ошибку не простят. Профилактика в этом случае – любовь к ребенку, принятие ребенка и его права на ошибку.

Последнее – отстаивание через ложь права на личное пространство, самостоятельность (как протест). Допустим, как протест против гиперопеки и чрезмерного контроля со стороны родителей. Такую ложь порождают постоянные расспросы, забота с лишением самостоятельности и выбора. Профилактика в этом случае – давать ребенку право принимать решения (пусть и небольшие).

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»