ИНТЕГРАЦИЯ УДО И ШКОЛЫ
Интеграция образовательной деятельности начальной школы и учреждения дополнительного образования детей средствами программы нравственно-эстетического развития «Маленький Принц»
На современном этапе развития отечественного образования детей не теряет своей актуальности интеграция общего и дополнительного образования детей как эффективный способ проектирования образовательного маршрута обучающегося любого возраста, отвечающего его личным интересам, образовательным ожиданиям семьи, потребностям общества. В современном обществе растет потребность в личности, которая способна гибко и мобильно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, но в соответствии с нравственными нормами и гражданским типом поведения, в личности, активно влияющей на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такой человек должен быть несомненно творческим, социально активным и ответственным, обладать способностью к саморазвитию и самореализации, компетентным в каких-либо профессионально-предметных областях. Очень многие выпускники программ дополнительного образования детей имеют такие качества, ведь за многие десятилетия накоплен и реализовался уникальный опыт обучения и воспитания детей во внеурочной деятельности, на принципах добровольности и гуманистического отношения к любому ребенку, в условиях свободного выбора и ситуации успеха для каждого пришедшего в стены Дворцов и Центров творчества.
Так было и со студией «Маленький Принц» на базе Гимназии № 159, открытой ещё в 90-е годы энтузиастами-педагогами ЦТ «Амурский». Это был сложный и длительный процесс не только организационно, но и содержательно. Как обогатить школьную программу по художественно-эстетической деятельности, чтобы младшие школьники прониклись особым интересом к искусству, рисованию, художественному ручному труду, хореографии, музыке, чтобы они стали потребностью и частью жизни, его культурным выбором навсегда?
На протяжении двадцати лет воспитанники студии держали и держат имидж школьников с эстетическими предпочтениями и проявлениями чувства прекрасного, с умением понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, с нравственным поведением. Опыт работы студии «Маленький Принц» показывает, что данную авторскую программу нравственно-эстетического развития младших школьников отличает то, что свои познания дети могут реализовывать на практике в рамках творческой проектной деятельности, социально-значимой, конкурсной, в процессе праздников и коллективных дел детского коллектива. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, готовность воспринимать все, что считает нужным и правильным педагог, обеспечивают успешную реализацию педагогических идей программы. Занятия в программе студии «Маленький Принц» творческие по замыслу, нестандартные по организации, эффективные по методике проведения, на них с удовольствием спешат школьники. Практически все ребята из студии говорят: «…когда учиться интересно-учиться легко, учиться хочется, мы ощущаем радость их пути от незнания к умению, нам помогают увидеть результат наших усилий на занятиях…».
Осуществляя интеграцию воспитательных усилий педагогов программа студии «Маленький Принц» показывает и внешние оптимальные результаты: системные призовые достижения обучаемых в традиционных и массовых мероприятиях гимназии и Центра творчества, в конкурсах, концертах, выставках округа и города, России. Ребята проявляют способности в презентации результатов своей творческой деятельности, выступают активистами в любых формах организации досуга, после окончания программы многие продолжают своё дополнительное образование в творческих коллективах не только Центра творчества «Амурский», но и в музыкальных и художественных школах города. Родители и школьные учителя отмечают из года в год, что «Маленький Принц» всегда «…в ответе за тех, кого приучил…» к искусству, творчеству, к вежливости и добрым поступкам.
Нагорная Т.В., заведующий социально-педагогического отдела