РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИП «НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА»
В период ноябрь-декабрь 2013 г. в соответствии с графиком внутренних оценочных процедур прошла экспертиза качества учебных занятий, воспитательных событий и программ ДОД в ЦТ «Амурский».
В экспертных процедурах участвовали педагоги с разным опытом работы и квалификацией. ГРУППА КАЧЕСТВА БЛАГОДАРИТ за предоставление практических площадок для проведения экспертизы качества образовательного процесса:
-Ниль Ж.М.,
-Комаровскую Е.В.,
-Дунаеву Л.Е.,
-Иванову А.В.,
-Эйхгорн Л.Х.,
-Козлову Т.В.,
-Гольцову Е.В.,
-Акимкина М.Б.,
-Шваб Е.В.,
-Носову Е.Н.,
-Лукашову А.В.,
-Казарцеву И.А.,
-Минееву Е.Ю.,
-Цыганову Т.А.,
-Стаценко А.Н.,
-Шульц Е.В.
В ГРУППЕ КАЧЕСТВА РАБОТАЛИ:
-Горляковская Н.П.,
-Обласова Л.С.,
-Нагорная Т.В.,
-Махмудова Н.В.,
-Киреева Н.С.,
-Камаева О.А.,
-Романова О.Н.,
-Уткин А.В.,
-Абуталипова Г.Р.,
-Гурьева А.В.,
-Авдеенко А.Н.,
-Березенкова Т.В.
Экспертизой качества были охвачены учебные занятия, в представленности педагогами, до 50% (45 чел) и 26%, в представленности программами (84 шт.).
Среди 25 (18) оцененных учебных занятий: 8-худ.отдел, 7 из «Дошкольной Академии», по 4-ИЗО и ДПИ и соц-педагогический отдел.
44% занятий показали критический уровень качества, из них 38% из «Дошкольной Академии», 28%-художественный отдел, 18% ДПИ и 14% соц-педагогический отдел.
56% оцениваемых занятий вышли на допустимый уровень качества. Из них 43% из художественного отдела, по 21% из «Дошкольной академии» и соц-педагогического отдела, 15%-отдел ИЗО и ДПИ.
Долевое сравнение качественных занятий между отделами не может быть проведено, так как представлено было разное количество занятий от каждого структурного подразделения.
Положительными моментами в организации учебных занятий в системно-деятельностном подходе можно назвать следующие:
-практически все педагоги выбирают способы деятельности детей на занятиях в соответствии с возрастом обучающихся;
-владеют мотивационными приемами, используя в том числе средства художественной выразительности;
-в деятельности детей на занятии можно увидеть систему педагога в обучении и воспитании, обучающиеся вспоминают предыдущий учебный материал, прибегают к ранее освоенным приемам работы;
-педагоги умеют решать все запланированные задачи в отпущенное занятием время;
-все занятия имеют оптимальные баллы по психолого-педагогическому аспекту (культура речи, эмоционально-комфортная атмосфера и др.).
Среди проблем качественного проведения занятий можно отметить следующее:
-несоответствие тематики занятия и календарно-тематического плана программы;
-отсутствие целевых установок для детей как результатов, к которым обучающиеся должны прийти в конце занятия;
-недостаточное использование приемов оценочной, взаимооценочной и самооценочной, а также рефлексивной деятельности с использованием дидактических средств;
-недостаточное использование возможностей занятия для организации парного и группового взаимодействия обучающихся;
-на занятиях программ художественного и изо-прикладного направления недостаточно используются дидактические средства для оптимизации познавательного процесса и самостоятельной работы;
-в образовательном процессе не проявляются этапы, элементы каких-либо современных эффективных технологий, в том числе для развития личностных качеств и метапредметных навыков, ИКТ.
Педагоги показывают технологическую компетентность, в основном, в предметной области. Не видят потенциала содержания и не пользуются своим правом разработки образовательного стандарта программы для выделения в образовательном процессе места и времени для решения актуальных педагогических задач.
Экспертизу качества прошли 5 (1) воспитательных событий, из них 2 общих ВС (Ассамблея знаний, Новый год), 2-худ.отдел, 1-соц-пед отдел.
Из них сквозные программы как воспитательные события получили критический уровень качества, на допустимом уровне оценен праздник в студии «Надежда». И два события в театрально-хореографической студии «Премьера» и фольклорном ансамбле «Славяне» вышли на оптимальный.
Критический уровень говорит о мероприятийном характере представленной педагогом деятельности. Здесь реализуются культурно-досуговые интересы детей, создаётся положительная эмоциональная атмосфера, но отсутствует технологичность организации совместного детско-взрослого «бытия». Образовательная направленность события должна подтверждаться плановой документацией, соответствующим требованиям положением и оформлена в программной форме, помимо сценарного материала.
Экспертные заключения составлены на 11% программ от общего количества (84). Среди них по 45% на критическом и допустимом уровне, 10%-на оптимальном.
В программах, прошедших экспертизу, определены структурные несоответствия, указаны отсутствующие приложения, отмечена общая тенденция-содержательное и стилистическое расхождение целей, задач и результатов, отсутствие описания системы оценки результатов об-ся в критериальном подходе, отсутствие учебного плана и соответствующих ему календарного-тематического и описания содержания тем. В методическом обеспечении не указаны особенности использования подобранных форм, методик и технологий. В пояснительных записках нет комментария по изменениям, который были проведены педагогом при адаптации (модификации) базовых авторских материалов, ссылки на новые условия реализации программы (другая компетентность педагога, другой возраст и индивидуальные особенности обучающихся, другая МТБ и т.п.), не представлены ориентиры из государственных документов.
В целом, промежуточные результаты внутренней экспертизы качества организации процессов и программно-методического обеспечения образования ЦТ можно отнести к допустимому уровню (графический сравнительный материал прилагается).
Романова О.Н., методист