A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

МЕНЮ

ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Уроки математики для дошкольников

 Такие тесты обычно проверяют:

— развитие памяти (норма при запоминании 10 слов — 6 и более слов);
— чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
— развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

— произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
— готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
— умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);

— развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
— пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет — справа, слева, за, над, под и т.д.);
— общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
— элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты — новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

— настроен исключительно на игру;
— недостаточно самостоятелен;
— чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
— не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
— мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
— имеет серьезные нарушения речевого развития;
— не умеет общаться со сверстниками;
— не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Ребенок должен:

1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

 ЗАДАНИЕ Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу.

После привлечения внимания ребенка скажите:

«Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов.

Например, я скажу: «игрушка», а ты должен сказать: «игрушки».

Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.

Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок.

Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа «Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать».

Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: «Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?»

ЗАДАНИЕ Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам.

Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий

(например, на одной картинке девочка просыпается, на другой — делает зарядку, на третьей — умывается, на четвертой — завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Знаком «+» отметьте (на листе бумаги) правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.

Знак «±» ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.

Знак «-» ставится, когда последовательность картинок случайная.

ЗАДАНИЕ Операция «Анализ»

Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни.

Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка.

И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.

Противоположной операцией является операция «Синтез», когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т.д.).

Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.

ЗАДАНИЕ

а) «Сходство и различие»

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга-тетрадь              День-ночь
Лошадь-корова            Дерево-куст
Телефон-радио            Помидор-огурец
Самолет-ракета           Стол-стул

б) «Поиск противоположного объекта»

Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции «съедобное-несъедобное», «полезное-вредное» и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

в) «Поиск аналогов».

Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше «аналогов», т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

г) «Аналогии по признакам».

Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

ЗАДАНИЕ «Составить предложение из трех слов».

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

ЗАДАНИЕ Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

стол, стул, шкаф-это…
собака, кошка, корова-это…
чашка, блюдце, тарелка-это…
василек, ромашка, тюльпан-это…

Неумение обобщать-слабое звено интеллекта.

Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку-цвету, форме.

-Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

» Определения «

Ребенку предлагается отвечать на вопрос «Что такое?» по поводу предметов. Что такое стул?

-Это на четырех ножках.
-Значит, наша кошка-это стул?
-Нет, стул деревянный.
-Значит, стол-это стул? И т.д.

ЗАДАНИЕ «Определение понятия».

Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.

-Кошка-живая. Это животное.
-Птица-это животное?
-Нет, птица на двух ногах.
-Корова — это кошка?
-Нет. Кошка-животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.

Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: «Что это такое?» Неумение обозначать и пользоваться знаками — это незрелость интеллекта и психики.

ЗАДАНИЕ «Высказать мысль другими словами»

Берется фраза, сложность и содержание которой соотносится с возрастом ребенка и той целью, ради которой используется это задание. Надо предложить несколько вариантов высказывания этой же мысли другими словами. При этом желательно, чтобы одни и те же слова не употреблялись. Следить за тем, чтобы смысл высказывания не изменялся.

Например: «Я всегда уверен в своей правоте». Другими словами: «Я никогда не соглашаюсь с аргументами другого человека», «Я всегда спорю до победы», «Меня невозможно ни в чем убедить» и т.д.

ЗАДАНИЕ «Нахождение возможных причин»

Сформулировать какую-либо ситуацию: «Мальчик упал и расшиб колено». Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

ЗАДАНИЕ «Социализация речи»

Говорить так, чтобы другие понимали, — одно из важнейших школьных требований.

К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. «Этот ему как даст. И побежал… Бах — трах! Ноги из ямы. А глаза-то!»

Если не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.

ЗАДАНИЕ «Испорченный телефон»

Игра помогает преодолеть ребенку речевое несовершенство. Два ребенка сидят за столом лицом друг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного — фигурка (картинка). Его задача — описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.

Другой должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).
При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.

ЗАДАНИЕ Особенности памяти ребенка можно выявить, предложив ему ряд заданий.

А) Логическая, смысловая память

Подбираются 10 пар слов. Например: луч — солнце, железо — сталь, елка — ветки, год — месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма — не менее 60%.

Б) Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными: кнопка — книга, лампа — стена, дрова — краска.

Какие упражнения могут нормализовать внимательность ?

РЕШЕНИЕ Для развития зрительного восприятия могут помочь ряд упражнений:

1. «Лабиринт». После прохода лабиринта с карандашом в руке проходить его только взглядом.
2. «Найди отличия». В двух почти одинаковых предметах найти отличающиеся детали.
3. «Найди одинаковые предметы» среди большого разнообразия предметов.
4. Копирование образца с помощью клеточек.

ИСТОЧНИК

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07f.shtml

 

© 2024 - Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»