МАСТЕР-КЛАСС, КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Мастер-класс-одна из форм эффективного профессионального обучения как педагогов, проявляющих активность в поиске путей для роста своего профессионального мастерства, так и педагогов, пассивно относящихся к своему профессиональному развитию.
Цели и задачи мастер-класса
Выявление и реализация творческих способностей педагогов дополнительного образования, повышение уровня знаний в конкретном направлении.
Выявление профессиональных качеств педагогов дополнительного образования.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Создание банка данных о Мастерах, работающих в сфере дополнительного образования.
Функции, реализуемые в мастер-классе:
-информационная;
-аналитическая;
-планово-прогностическая;
-проектировочная.
Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы педагогов, работающих в данном направлении. Это урок мастерства для компетентных коллег.
Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу.
Действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач.
В мастер-классе чаще всего используют следующие формы обучения педагогической технологии:
прямое обучение педагогической технологии-педагог непосредственно демонстрирует, знакомит и обучает методике;
косвенное обучение педагогической технологии-педагог проводит с коллегами занятие, а затем раскрывает специфику своего подхода. Мастер-класс от классического занятия с детьми отличается прежде всего рефлексивными вставками.
По ходу его проведения педагог имеет возможность отвлекаться от содержания
занятия, пояснять свои действия, предупреждать о следующих шагах, обосновывать их.
Алгоритм проведения мастер-класса
1 шаг. Презентация педагогического опыта мастера
-краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития обучающихся;
-краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе;
-описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован(обобщен);
-доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии;
-определение проблем и перспектив в работе педагога.
2 шаг. Представление системы занятий
-описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии;
-определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3 шаг. Имитационная игра
-педагог-Мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
-слушатели играют одновременно две роли: обучающихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4 шаг. Моделирование
-самостоятельная работа со слушателями по разработке собственной модели занятия в режиме технологии занятия Мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею);
-обсуждение авторских моделей занятия.
5 шаг. Рефлексия
-дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Достижение результата в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью.
Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Положительный результат работы мастер-класса проявляется:
·по отношению к активному педагогу-использование педагогом механизма обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции;
·по отношению к пассивному педагогу-выполняя определенный алгоритм действий, педагог включается в активную познавательную деятельность, оценивает свои трудности и недостатки, получает возможность откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.
Т.о. педагог-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему направлению. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность обучающихся, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыт.