ЕГО ПЕСНИ В СЕРДЦАХ ОТЗЫВАЮТСЯ…
«От юбилеев в жизни не уйти,
Они настигнут каждого как птицы.
Но главное-сквозь годы пронести
Тепло души, сердечности страницы.»
В мае Александр Васильевич Хроменок отметил своё шестидесятилетие. Говорят, что день рождения-грустный праздник, может это и так, но на высоте своего солидного возраста, оглядываясь назад и подводя итоги жизненной, трудовой деятельности, можно проанализировать все свои поступки, ситуации, события; задуматься, что сделал так, что не так, где доволен собой, а за что хотелось бы попросить прощения. Но хочется верить, что в жизни человека больше всё-таки хорошего, приятного, доброго.
Разноцветные мгновения событий Александра Васильевича наполняют его богатейшую копилку жизненного опыта. Ему есть, что вспомнить, чем удивить, что посоветовать, как успокоить и даже развеселить. Очень много знает, много повидал на своём веку, много пережил и остаётся простым, без фарса, скромным человеком. С такими людьми всегда интересно.
А началась музыкальная жизнь Александра Васильевича Хроменка с русской балалайки. На ней играли и мать, и отец,-повезло родиться в семье, где любили музыку. Уже в шестилетнем возрасте, маленьким мальчиком, Александр Васильевич сам познавал музыкальные азы, учился играть, перебирая струны инструмента, постепенно осваивая и обретая навыки. Под три аккорда пел частушки.
По соседству с семьёй Александра Васильевича жили два студента-музыканта, которые и посоветовали родителям определить его в музыкальную школу, как будто чувствовали, что перед ними юное дарование. Александр Васильевич вспоминает их сегодня с большой благодарностью за то, что они подсказали ему, какой дорогой идти.
Самым большим сюрпризом для маленького Саши был момент, когда ему подарили первый баян. Как же он был бесконечно этому рад! Вскоре надо было сдавать экзамены в музыкальную школу, но разве это преграда для юного таланта?
И вот маленький Саша Хроменок зачислен в первый класс музыкальной школы № 1 к преподавателю Соколовой Наталье Алексеевне. Она учила его вплоть до поступления в музыкальное училище имени Шебалдина, где четыре года Александр обучался у этого же преподавателя. А дальше жизненная дорога лежала через Уральскую Государственную консерваторию имени Мусорского.
По окончании Свердловской консерватории Александр Васильевич остался очень благодарен преподавателям Юрию Алексеевичу Шахматову, у которого занимался по классу дирижирования, учился читать партитуры, инструментовке и Августе Ивановне Плотниковой-преподавателю гармонии.
Уроки музыки молодому человеку давались легко, учебный материал усваивался само-собой, на академических концертах и экзаменах всегда был успех.
Совмещая учёбу на заочном курсе консерватории, Александр Васильевич начал свой первый трудовой опыт в Омском культурно-просветительном училище, преподавая студентам баян, а также концертмейстером.
Долг Советской Армии в 1969-1971 годах в ракетных войсках так же отдавал не расставаясь с баяном. С теплотой в глазах и улыбкой на лице вспоминает Александр Васильевич свою армейскую жизнь, как в редкие минуты отдыха в каптёрке музицировал он своим сослуживцам. Теперь в армии всё изменилось и королевой армейской романтики стала гитара…
А баян, как говорит сам Александр Васильевич, не просто музыкальный инструмент, он навсегда остался его «частью тела». Это его мысли, настроение. Все сокровенные тайны и идеи он доверяет только ему. Сам он говорит о баяне так: «Когда я держу его на своих коленях или когда играю стоя, я прижимаю его к своей груди и чувствую своим сердцем его неповторимую вибрацию, его внутренний голос».
В жизни с работой музыканту везло. Любовь к народному творчеству не давала покоя. В танцевальном ансамбле «Метелица» аккомпанировал на любимом инструменте. Работа позволяла объездить чуть ли не весь мир, общаться с известными интересными людьми и творческими коллективами. Вскоре судьба свела его с Михаилом Семёновичем Годенко, в последствии Героем социалистического труда, народным артистом СССР. Работая в Уральском народном хоре с метром песенного творчества А.С. Христиансен и постановщицей танцев О.Н. Князевой, чьи обработки народных песен и танцев вошли в золотой фонд нашей самобытной неувядаемой культуры. Он был рад, что ему довелось делить с такими людьми свои творческие порывы.
И вот, в 1981 году Александр Васильевич стал работать музыкальным руководителем ансамбля песни и пляски «Сибирь» в ДК Кислородного машиностроения. Именно там прошли основные творческие годы, проснулось вдохновение писать песни о любви к Родине. Было сделано очень много обработок народных песен, написано музыки к танцевальным постановкам.
Так начались концерты и гастроли.
Работая в Уральском Государственном хоре и гастролируя на поезде Искусств по городам Урала, довелось тесно общаться с элитой Советского кинематографа и известными артистами эстрады: Надеждой Румянцевой, Зоей Фёдоровой, Лидией Смирновой, Кирой Смирновой, Марком Бернесом, Борисом Андреевым, Николаем Крючковым.
Многочисленные поездки в составе профессиональных творческих групп и коллективов художественной самодеятельности по городам и населённым пунктам нашей необъятной страны явились тем самым творческим багажом, который отразился в деятельности Александра Васильевича. Произошло его становление как поэта и композитора.
Первый его выезд за границу был в Японию, в качестве аккомпаниатора в составе ансамбля «Метелица». А с ансамблем танца «Сибирь» выезжал в такие страны, как Болгария, Румыния, Греция, Турция, Италия, Испания, Мальта. Также в его послужном списке были гастроли в Северную Корею-с народным хором (город Комсомольск-на-Амуре).
«Любая страна хороша по-своему,-рассказывает Александр Васильевич-населением, своими обычаями и традициями. Везде радужный приём. Например, в Японии после понравившегося исполнения концертного номера, зрители бросают на сцену разные сувенирчики.»
Теперь Александр Васильевич известный в Омске композитор. Сегодня увидели свет его песенные сборники «Тебе поем Сибирь», «Иван-да-Марья», «Душа России-Родина Сибирь», в стадии печати находится сборник песен про любимый город Омск-«Девушка Омичка» и, конечно же он не собирается останавливаться на достигнутом.
«Сибирь моя, нет лучше края,
И это не во сне, а на яву.
Ты мне с рожденья самая родная,
Не зря тебя я Родиной зову.
И я люблю тебя-мой край могучий,
Разливы рек, озера и тайгу.
Твои напевы старины дремучей,
Без них и дня прожить я не смогу»
Композитор поддерживает творческие связи с Омским Государственным русским народным хором, отделением народного хорового пения Омского областного колледжа культуры и искусства, многими другими коллективами художественной самодеятельности Омска и других городов. Большая часть любимых песен посвящена Сибири, простым труженикам. Есть песни патриотические, есть лирические-о маме, о природе, о красоте родного края. Выпустил отдельный сборник стихов: «Ода России», «Поэма о Ермаке» и другие.
Свыше 10 написанных песен в исполнении Анастасии Отрадновой (воспитанницы Центра Творчества «Амурский»), народных коллективов Омска и Омской области, Российского региона, таких как Омский Государственный народный хор, коллектив «Лучинушка», стали Лауреатами региональных, областных, всероссийских фестивалей, таких как «Роза ветров», «Омская звезда», «Певческое поле», «Душа России», памяти Е.Калугиной.
«Много песен у моей России,
Выбирай любую наугад,
Все они звучат под небом синим,
И порой о многом говорят.
Запою ли песню о березках,
О бескрайнем золоте полей,
О ночах весенних, яснозвездных-
Все поют о Родине моей»
Всю жизнь, рука об руку, с ним рядом была его жена и творческий вдохновитель-Мария Дмитриевна Хроменок, первая слушательница и ценительница его песен. Работая вместе со своим мужем-музыкантом, она создала детский Образцовый фольклорный коллектив «Завалинка» в Центре Творчества «Амурский». Много ярких и добрых воспоминаний с теплотой в сердце хранит Александр Васильевич о своем семейном и творческом союзе.
Сегодня творческий путь омского композитора А.В. Хроменка продолжается в Центре развития детей и юношества «Амурский». Он по прежнему аккомпанирует-молодому фольклорному коллективу «Славяне», хореографическому объединению «Калейдоскоп», юной звезде Анастасии Отрадновой, не забывает и ребят с ограниченными возможностями здоровья студии «Надежда».
Совсем недавно маэстро вернулся из творческой поездки в город Мегион на Севере Тюменской области, куда был приглашен на двадцатилетний юбилей народного хора «Мегионские зори», которые исполнили в программе концерта восемь его авторских песен. Вместе с ним гастролировал и детский танцевальный ансамбль «Калейдоскоп». Александр Васильевич отзывается об этом коллективе особо: «Я очень рад, что судьба меня свела в творческом плане с прекрасными педагогами-хореографами Лилией Викторовной Игнатович и Ольгой Ивановной Шумаковой, на уроках которых я аккомпанирую. Вот уж где есть разгуляться творческой фантазии! Большой простор для выдумок, идей, творений. Не приходится ждать, когда же придет вдохновенье.»
У Александра Васильевича много задумок и набросков для создания нового песенного материала для коллективов, ансамблей, солистов-исполнителей, всем сердцем любящих Русскую песню. Благодарные ценители его музыки ждут от него новых произведений.
Самое ценное в жизни Александра Васильевича Хроменка-это сама жизнь, которая дает ему бесконечное общение с людьми, возможность любить друг друга. И только эта взаимная любовь дает такие творческие работы, которые не увянут и не погибнут при любой минусовой погоде.
От имени коллектива Центра Творчества «Амурский» мы поздравляем Александра Васильевича с юбилеем и желаем крепкого здоровья, еще больше талантливых музыкальных произведений для благодарных слушателей и чтобы свое творческое отражение он нашел в своих детях и внуках.